7 октября прошел урок мужества для юнармейцев СОК (г. Вилючинск) филиала ЦСКА/Хабаровск по теме «Хроника героической гибели подводной лодки Л-16».

Провел это мероприятие заместитель командира в/ч 15007 по военно-политической работе капитан 3 ранга Станислав Дворник.

- Каждый год в День ВМФ, в День Тихоокеанского флота, в День подводника и в скорбные даты мы, вилючинцы, приносим цветы к мемориалу героям-подводникам, выполненному в виде рубки подлодки Л-16. - А знаете ли вы историю этой субмарины? - обратился офицер к юнармейцам.

И затем Станислав Сергеевич подробно остановился на каждом этапе трагической истории, произошедшей в 1942 году.

Как рассказал офицер, в тот период германский флот развернул ожесточенную борьбу на пути союзных конвоев, поставляющих по ленд-лизу вооружение, продовольствие и снаряжение. Северному флоту предстояло защищать коммуникации протяженностью в 3 000 миль. В строю же там находились всего 22 подводные лодки. Поэтому было принято решение перебросить 12 подлодок на Северный флот, из них - 6 с Тихоокеанского флота, где была 91 подлодка, в частности, Л-16 и Л-15 из Петропавловск-Камчатской военно-морской базы.

Субмаринам предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей рыскали японские подлодки, затем спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы активных боевых действий немецких подлодок в Карибском море, через северную часть Атлантики подняться выше полярного круга и оттуда следовать на базу Северного флота г. Полярный.

Рассказывая о пути следования подлодок, офицер показал ребятам схему этого сверхдальнего перехода.
По словам офицера, союзники согласились на заход наших кораблей во многие порты для погрузки на борт топлива, продовольствия и ремонта.
9 сентября 1942 года командиры подлодок капитан-лейтенант Дмитрий  Гусаров (Л-16) и капитан-лейтенант Василий Комаров (Л-15) были вызваны в штаб, где получили приказ подготовить корабли в течение 10 дней к длительному переходу.

К 20 сентября 1942 г. лодки были готовы к выходу. А 25 сентября Л-16 и Л-15 покинули базу. Только вечером командиры и комиссары сообщили своим экипажам о целях и задачах перехода. Команды четко несли ходовую вахту, регулярно слушали сообщения с фронта. 29 сентября лодки пересекли 180-й меридиан – линию перемены дат и вошли в Западное полушарие. Американский сторожевик встретил наши подлодки у острова Уналакша. 1 октября в 15.40 они ошвартовались у пирса военно-морской базы США Датч-Харбор, где простояли четыре дня.

Как рассказал капитан 3 ранга Станислав Дворник, Гусаров и Комаров нанесли визит вежливости американцам, которые не скрывали, что им известно о переходе Л-16, Л-15 и что вслед за ними идут еще четыре наши подлодки типа «С» (а сами экипажи об этом даже не знали). Американцы сказали, что могут гарантировать безопасный переход лишь в том случае, если подлодки будут идти в надводном положении по заранее согласованному маршруту. Только, мол, это может уберечь их от ошибочных атак со стороны самолетов США. Но в надводном положении лодка теряет свое главное преимущество – скрытность. 
Утром 5 октября 1942 г. вновь прозвучала команда: «Отдать швартовы!». Для экипажа Л-16 она звучала в последний раз в жизни. К вечеру сопровождающий фрегат высадил на Л-16 американского офицера связи, после чего наши корабли остались одни в океане.
- 11 октября в 8.30 на лодках произошла очередная смена вахт, - продолжил офицер. - Л-16 шла впереди. В 11.00 вахтенный командир Л-15 лейтенант Жуйко отдал приказ запустить второй дизель, чтобы сократить дистанцию между кораблями до установленной в три кабельтовых.

А далее капитан 3 ранга Дворник привел цитату из воспоминаний вахтенного командира: «В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемежку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности… Почти машинально я пробил боевую тревогу и дал команду на вертикальный руль: «Право на борт!» В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под воду. Послышался второй взрыв, глухой треск взламываемых переборок. Лодка увлекала и мертвых, и живых на глубину».
- Когда дым рассеялся, - продолжил офицер, - на месте гибели Л-16 все увидели расплывшееся большое солярное пятно. Поднявшийся наверх командир Комаров и все, кто стоял на мостике, рассматривали водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа Л-16. Но ни одного человека обнаружить не удалось, видимо, слишком близко к боевой рубке взорвалась торпеда. Зато невдалеке сигнальщик Смольников и Жуйко увидели два перископа, двигавшиеся к месту гибели Л-16. Командир сыграл артиллерийскую тревогу, и через 25 секунд был открыт огонь по перископам из 45-мм пушки. Первый осколочный снаряд попал между ними. Огонь продолжался, пока перископы не скрылись в воде. Во время обстрела командиру на мостик принесли обрывок радиограммы с Л-16: «Погибаем от…» Больше радист, старшина 2 статьи Тимошенко, передать не успел - радиоантенна скрылась в воде. Наши подводники, даже погибая, пытались предупредить своих товарищей о грозящей им беде.

Еще раз тщательно обследовав место гибели и никого не обнаружив, Л-15, увеличив ход, стала удаляться от места гибели своих товарищей.
- Но кто потопил камчатскую Л-16? - задал вопрос офицер и сам же на него ответил. - В 1942 году в бассейне Тихого океана были две воюющие стороны – американская и японская. Американцы были нашими союзниками, с Японией у нас был подписан договор о нейтралитете. Боевые действия немецких подлодок распространялись на Атлантику и Индийский океан. В декабре 1942 года президент США Т. Рузвельт в послании к И. Сталину сообщил: «Я обратил внимание на радиосообщение из Токио о том, что 12 октября в Тихом океане японская подлодка потопила лодку союзной нации. Вероятно, это сообщение касается Вашей подлодки Л-16, потопленной противником 11 октября в то время, когда она находилась на пути в США из Аляски. Я посылаю Вам выражение сожаления по поводу потери вашего корабля с его доблестной командой и выражаю мою высокую оценку вклада, который вносит в дело союзников также и ваш доблестный Военно-морской флот…»
Позже выяснилось, что токийское радио передало 28 декабря следующую информацию о действиях японской подводной лодки: «Мы получили сообщение о наличии ПЛ противника. Немедленно погрузились и вскоре обнаружили две большие ПЛ. Наш командир с небольшой дистанции выпустил торпеду, и через перископ было видно, как одна из ПЛ после сильного взрыва затонула, а другая, немедленно отвернув, открыла безуспешный артиллерийский огонь».
- Совершенно очевидно, что разговор шел именно о наших подлодках, - скакал офицер. - А в 1956 году была переведена книжка бывшего командира японской подлодки Хасимото «Потопленные». Он отличился тем, что потопил американский крейсер «Индианаполис» с 880 членами экипажа, после того, как тот доставил на остров Тиниан атомную бомбу для Хиросимы. Вот как он описывал гибель нашей подлодки: «Командование японским подводным флотом в августе 1942 года в ответ на бомбардировки Токио американскими бомбардировщиками Б-25 разработало операцию бомбежки лесных массивов в штате Орегон особыми зажигательными бомбами. В качестве носителя двух 75-килограммовых бомб должны были служить небольшие самолеты с подлодок. 15 августа из порта Йокосука к американскому побережью вышла подлодка И-25. Командовал лодкой капитан 3 ранга М. Тагами. Через две недели лодка достигла побережья штата Орегон. Из-за неблагоприятных погодных условий летчик Фудзито сумел совершить только два вылета, сбросил 4 бомбы, которые вызвали сильные пожары лесных массивов. В начале октября, потопив 2 танкера в северной части американского побережья, с одной оставшейся торпедой на борту И-25 обнаружила две якобы «американские» подлодки. Опытный командир Тагами по какой-то причине не сумел, а скорее, не захотел в хорошую погоду заметить советские флаги на носу и корме и отличить их от американских и безжалостно выпустил в Л-16 последнюю торпеду. Последовал сильный взрыв, и лодка затонула».

- Так что гибель нашей подлодки Л-16 полностью лежит на совести командира японской субмарины И-25 Тагами, - подвел итог офицер. - Но часть вины – и на американской стороне, которая не смогла обеспечить безопасность перехода до Сан-Франциско наших подлодок. Ведь если бы у японцев были еще торпеды, выпустить их по второй советской подлодке, находившейся в надводном положении, не составило бы труда.

Но гибель Л-16 не была напрасной. После этой трагедии американская сторона выделила для сопровождения следующей группы наших подлодок типа «С» противолодочные корабли. Вот какую тяжелую цену пришлось заплатить нашим морякам-подводникам за безопасный переход Л-15 и следующих за ней четырех подлодок.

- Л-16 не дошла до Северного флота. Вечным сном спят наши подводники на глубине 4800 метров в точке 45 градусов 41 минута северной широты и 136 градусов 56 минут западной долготы, - закончил рассказ офицер. - Светлая им память...

Юнармейцы почтили память героев-подводников минутой молчания.